В Академии организован семинар по вопросам цифрового правительства

24-25 сентября в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Центром политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Корее организован международный семинар на тему: «Повышение потенциала государственных служащих Узбекистана в сфере цифрового правительства».

Цель семинара – укрепление потенциала и знаний государственных служащих в двух ключевых областях, имеющих отношение к цифровому правительству, а именно:

  • цифровая трансформация государственных услуг с акцентом на граждан и инклюзию;
  • понимание ценности управления, доступа и обмена данными как основы для интеграции государственного сектора.

На семинаре приняли участие зарубежные эксперты и специалисты в области электронного правительства из стран-членов ОЭСР (Великобритания, Португалия, Франция, Мексика, Южная Корея).

На мероприятии приняли участие эксперты и специалисты ряда заинтересованных министерств и ведомств республики.

Как отмечалось, цифровые технологии трансформируют отношения между гражданами и государством. Вследствие чего сегодня происходят фундаментальные сдвиги к требованиям по предоставлению государственных услуг, упрощенной связи, а также информации и подотчетности. При этом все это должно базироваться на принципах эффективности и результативности.

В Рекомендациях ОЭСР по стратегиям цифрового правительства (2014 г.) подчеркивается актуальность цифровых технологий при построении более открытого, инклюзивного и основанного на сотрудничестве правительства. В этом смысле, цифровые технологии служат инструментом для развития и роста экономики и благосостояния граждан.

В свою очередь, цифровая трансформация государственного сектора требует смены государственно-центричного подхода на парадигму, согласно которой граждане находятся в центре всего. В этих условиях государственный сектор Узбекистана, стремящийся к обеспечению конкурентоспособности на международной арене и предоставлению удобных, эффективных услуг путем внедрения инновационных решений во внутренние пользовательские системы, сталкивается с проблемой эффективного использования технологий.

На сегодняшний день Правительство Узбекистана все активнее использует информационные и коммуникационные технологии, чтобы стать более отзывчивым как для граждан, так и для бизнеса, а также в целях реформирования государственных органов, сделав их более функциональными и гибкими. Всё это обеспечивает прочную основу для освоения правительством новых стратегических возможностей, и наметить пути дальнейшего продвижения цифровой трансформации государственного сектора Узбекистана.

Как отмечалось на семинаре, формирование национальных и отраслевых инновационных систем, современный экономический рост Узбекистана в большей степени зависит от адаптации общества к меняющимся потребностям рыночной экономики и информационных технологий.

В соответствии с принятой Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предпринимаются последовательные меры по совершенствованию государственного и общественного строительства, направленные на реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы электронного правительства, повышение качества и эффективности государственных услуг.

В Узбекистане также принята Комплексная программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы для обеспечения и улучшения общения граждан с государственными органами в электронной форме и создания баз данных электронного правительства.

Созданы и внедрены информационные системы, такие как:

  • система клиринга и расчетов в режиме реального времени для розничных платежей с учетом дальнейшей интеграции с биллинговыми системами поставщиков услуг;
  • системы для предоставления интерактивных услуг в области государственных закупок, налогообложения и процедур лицензирования, а также таможенного оформления;
  • услуги по обеспечению сбора, обработки, систематизации и хранения информации о планировании, ходе исполнения государственного бюджета.

При этом системы предоставления интерактивных услуг в пенсионной сфере и в системе здравоохранения находятся на стадии разработки и внедрения. Также планируется в скором времени принятие Стратегии развития национальной цифровой экономики (Цифровой Узбекистан-2030), которая предусматривает дальнейшее развитие этой отрасли.

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, на сегодняшний день вывод государственного сектора на новый уровень цифровой зрелости требует критического анализа следующих вопросов:

  • как наилучшим образом справиться со все более сложным выбором технологий;
  • пересмотр государственных органов, операций и процедур с точки зрения технологических подходов и возможностей (например, государственный сектор, управляемый на основе данных), чтобы сделать их «цифровыми по своему замыслу»;
  • понимание важности координации и сотрудничества для управления сложными проектами, разработанных и реализованных в соответствии с видением системных изменений, то есть подход «системного мышления».

С другой стороны, цифровая трансформация требуют, чтобы граждане были в центре всех операций, предоставляя им больший голос в разработке политики, разработке и предоставлении услуг.

Семинар позволил участникам:

– укрепить потенциал государственных служащих Узбекистана в области цифрового правительства;

– обменяться знаниями по таким вопросам, как: цифровое правительство, разработка и предоставление государственных услуг, управление данными и открытые данные.

– обменяться опытом о том, «что работает, а что нет» (на основе опыта стран ОЭСР) для преодоления трудностей и повышения эффективности.